perjantai 12. elokuuta 2022

ЕП. ЕВРОПЕЙСКИЕ КОМПЛЕКСЫ У РУССКИХ Часть восьмая СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ





ЕП. ЕВРОПЕЙСКИЕ КОМПЛЕКСЫ У РУССКИХ

Часть восьмая

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ


Неизвестно, была ли на Руси всеохватывающая система образования до ее Крещения. Рассказы и предания о мудрых волхвах - знающих людях, учителях, лекарях хорошо известны. Утверждается также, что руническое письмо было распространено на Руси так же, как и в Скандии. Во всяком случае финны присваивают себе руны совершенно свободно, не оглядываясь на шведов (или примазываясь к ним). Если руническое письмо ходило среди финских племен, живших вместе или рядом с русами (славянами), то уж среди них оно ходило наверняка тоже. Но есть свидетельства, что помимо рунического письма на Руси ходили два древнеславянских до-мефодиевских алфавита: буквица и глаголица. (То есть, буквенный словарь и словарь глаголов - глагольных корней. А это - очень продвинуто. )

Судя по структуре общества и многим другим признакам Русь опережала Скандинавию в общественном устройстве и была более развитой к 9-му веку.

У скандинавов были семейные поселения рыбаков / фермеров и мореплавателей / воинов - младших сынов племенных вождей / глав семей, набиравших своих крестьян-рыбаков на корабли в качестве команды для торговых (грабительских) и исследовательских (завоевательных) походов. Земли на всех не хватало.

На Руси - в стране городов (по названию шведов) - жили уже в огороженных бревенчатыми стенами крупных поселениях, которые можно описать как города-государства - наподобие греческих городов-полисов.

Чуть позже появились и крепостные стены из кирпича и камня уже крупных городов-крепостей-полисов - Новгорода, Пскова, Полоцка, Чернигова, Смоленска, Москвы, ставших начатками русских княжеств. Правящие князья этих городов были родственниками и народ был этнически однородным с вкраплением дружественных, живших рядом, других малых этносов. И язык был один (с небольшими диалектными вариациями).

Но факты существования древних "докрестильных" надписей и наличие исторических артефактов - "новгородские берёсты", записочки, расписки и письма жителей Новгорода друг другу свидетельствуют не только о существовании письменности (алфавитов двух видов), но и поголовной грамотности жителей этого города и его очень оживленной социальной и экономической жизни.

О системе обучения людей этой самой письменности никаких свидетельств нет, но скорее всего Церковь была и центром образования, развившимся далее в монастырские и церковно-приходские школы, семинарии и Академии.

Население России жило с земли, землепашеством, скотоводством и рыболовством, охотой, грибами и ягодами. Торговлей. Строительством.





Торжок - монастырь 12 век



Торжок 13 век


Торжок, 16 век








Торжок, 1720 г.




Торжок 17 век *Из путешествий Адама Олеария


В том числе, строительством судов в Поморье, на берегах рек и в озерных краях.



Нижний Новгород - 17 век.



Соловки 17 век.

В городах письменность явно была необходима и в торговле и
в строительстве и в социальном общении.

Прикладной характер использования письменности отличался коренным образом от схоластического (научно-теологического) использования письменности священнослужителями и монахами. Отсюда возникновение двух языков - церковно-славянского и русского разговорного "гражданского". И разница в материале, на котором писали - горожане - на бересте, монахи - на пергаменте и самодельной бумаге.



Берестяная грамота из Новгорода 11 век.



Открытие писем на бересте показало, что грамотность в средневековом Новгороде распространялась на все слои населения — вплоть до холопов, причем писать и читать умели как мужчины, так и женщины. В текстах грамот поражает большое количество имен – Янка, Селята, Доможил, Гюргий, Душила, Онфим, Онцифер, Кузьма, Кощей, Марена, Яким и так далее. Некоторые имена кажутся знакомыми, многие – неизвестными, из каких-то возникли фамилии, с которыми мы встречаемся и по сей день.

В грамотах запечатлены обыденные дела и повседневные заботы (прежде всего хозяйственные) простых людей. Так, мы узнаем, что мальчику Онфиму, автору 12 найденных берестяных грамот и рисунков, на момент их написания было 6-7 лет, и именно в этом возрасте отдавали учиться грамоте и счету в Древней Руси. Или о том, что у новгородского купца Матфея было совместное предприятие – «складничество» – с упомянутыми в грамоте Марком и Савой, и торговали они продуктами северных промыслов. Каждая история иллюстрируется археологическими и историческими экспонатами, позволяющими предметно представить жизнь титульного героя. Источник

На протяжении всей своей истории Россия была огромной аграрной страной, где профессионалов строителей и мастеров-корабелов воспитывали команды, состоявшие из династий профильных мастеров - семейные профессиональные сообщества, вроде команд европейских свободных каменщиков. Только на Руси из камня строили, в основном, церкви, палаты князей и крепостные стены. Жилые дома простых горожан строили из дерева.

Кроме городского и сельского строительства, промышленных "заводов" (разработок месторождений и верфей), производства оружия и изделий из металла других крупных производств в России почти не было. Ткани и керамические изделия производились на селе в домах крестьянами. Этим Россия отличалась от перенаселенной Европы, где и в городах и в сельской местности было четкое разделение труда и большое производство предметов утвари, оружия и инструментов.



В России система образования выстраивалась вокруг институтов Православной Церкви. Это были и школы при церквях (или священник собирал в одном доме всех детей поселка), монастырские школы и монастырские Академии.

Затем появились церковно-приходские школы. Затем народные сельские школы, Гимназии и Реальные училища, Семинарии, Университеты, Высшие курсы (в том числе для женщин). Дворяне обучали своих детей дома, нанимая учителей, которые давали им среднее образование и готовили к поступлению в высшие учебные заведения.




Обучение в Славяно-греко-латинской Академии в Москве









1. Михайло Ломоносов, русский академик, выпускник Славяно-греко-латинской Академии

2. Князь Василий Голицын, один из самых образованных и прогрессивных людей того времени, владелец обширной библиотеки, знаток европейской политики и культуры (возлюбленный принцессы Софьи, соправительницы Петра Первого)

Являлся сторонником европеизации, а также (по утверждению С. М. Соловьёва), покровительствовал иезуитам. Один из европейских посланников так описывал Голицына:
Я думал, что нахожусь при дворе какого-нибудь италиянского государя. Разговор шёл на латинском языке обо всём, что происходило важного тогда в Европе; Голицын хотел знать мое мнение о войне, которую император и столько других государей вели против Франции, и особенно об английской революции; он велел мне поднести всякого сорта водок и вин, советуя в то же время не пить их. Голицын хотел населить пустыни, обогатить нищих, дикарей, сделать их людьми, трусов сделать храбрыми, пастушеские шалаши превратить в каменные палаты. Дом Голицына был один из великолепнейших в Европе[5]

Получив прекраснейшее домашнее образование, знакомый с немецким и греческим языками, в совершенстве владел латинским языком. Голицын ясно понимал основную задачу века - более тесное сотрудничество с Западом, поэтому являлся сторонником расширения связей со странами Западной Европы.

Как приближённый царицы Софьи Алексеевны, он в глазах потомства получил незаслуженно низкую оценку своей деятельности. Видя его в числе врагов Петра I, большинство привыкло воспринимать его, как противника преобразовательного движения.

На самом деле он был приверженцем реформ в европейском духе - покровительствовал иностранцам, был активным сторонником образования русского юношества за границей, хотел освободить крестьян от крепостной зависимости, завести постоянные посольства при европейских дворах, даровать религиозную свободу[8].

Дворянские роды Российской империи. Том 2. Князья / Авторы-составители Станислав Думин, Пётр Гребельский, Андрей Шумков, Михаил Катин-Ярцев, Томаш Ленчевский. — СПб.: ИПК «Вести», 1995. — 264 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-86153-012-2.




Эта статья в Википедии ссылается в основном на источники и работы, опубликованные после развала СССР и трактовка в них соответствующая. К тому же, это - явная апологетика дворянства.

А Голицын действительно хотел преобразований в России, но не на западный манер. Как и Петр, он хотел взаимодействия с Европой, он хотел утверждения России среди европейских государств, хотел взять все самое лучшее в Европе, а использовать его по своему - по-русски.

Как и Петр, он был одним из первых "вхожденцев" - сторонников вхождения России в "содружество европейских стран" на равных, хотел расширения торговли и взаимодействия с другими странами Европы. Более того, его можно даже назвать "социальным утопистом" - государственным деятелем, стремившимся усовершенствовать устройство своей страны.

Жаль, что они не могли объединить усилий из-за политических и властных интриг. И здесь же можно было бы упомянуть и отца Петра и Софьи, Царя Алексея Михайловича "Тишайшего" (а можно было бы сказать "Умнейшего") - он был очень высоко образованным человеком. Петр получил поверхностное образование в юности, но зато потом учился активно и творчески до конца своей жизни.

Они были основоположниками русской европейской интеллигенции, однако, многие из них заимствовали европейские порядки, иногда не оценивая их местного влияния в долгосрочной перспективе. Не учитывали и отличий мелких стран Европы и огромного Российского государства.

Еще один источник, приводимый в этой статье, - это история Российской империи С.М. Соловьева.

"Резкое различие древнего исторического мира от нового состоит в том, что в древности государства жили особо, одиноко, не связанные общими интересами: отсюда происходило, что когда одно из них усилится вследствие известных благоприятных обстоятельств, вследствие личных качеств своего государя-завоевателя, то последнему легко покорять себе другие государства, слабые вследствие одинокости своей.

Речь идет о маленьких европейских королевствах, герцогствах и прочих образованиях, которые нельзя даже теоретически сравнивать с Россией. Одинокость Саксонии и одинокость России даже приблизительно не имеют ничего общего. Одинокость России, как было доказано исторически, не означает ее слабости даже против всей объединенной Европы. Но всегда является непреодолимым искушением для любого чересчур самоуверенного "завоевателя".

Это в Европе возможно было поглощение одних малых государств объединенными в империи другими малыми государствами. И даже эти империи все равно не могли сравниться с Россией ни по каким показателям - если Россия не играла по европейским правилам.

Распространение и навязывание этих правил было первоочередной вечной задачей европейской политики.

Соловьев пытался выработать общую целостную историческую систему, насильно вставив в нее Россию, хотя никаких предпосылок для этого не было.

Европейцы не знали Российской империи, они ее исследовали до конца 19-го века. Они пытались насильно сделать ее понятной, стесняясь сказать, что не могут этого сделать. Придумывали свое "понимание" России, основанное, конечно, не на фактах.





Россия - 15 век



Путешествие француза Марка Соважа в Московию





Россия 17 век по материалам Олеария

Это происходило и из-за трудностей исследования (физического путешествия, наличия проводников и переводчиков, опасностей пути). И потому на всех картах, сделанных европейцами, размеры России в разы уменьшены - правда, это могло быть и результатом активной пропаганды на внутреннем европейском рынке. Преуменьшение значения конкурента. А Россия самим свои существованием была конкурентом. И незавоеванными землями (в том числе, в Европе - восточной) с огромными ресурсами. Искушением...






Административное устройство России



На подобных картах показывается только Европейская часть России, не дающая представления об общем масштабе ее размеров
"Так возможны становились поглощения многих государств одним, образования громадных, всемирных империй: Персидской, Македонской, Римской.





Разве не видно, что это - одни и те же территории, переходившие из рук в руки. Македонский, персы, римляне. Одна империя (весьма средних размеров) сжирала другую без следа. А потом "варвары" вошли в Рим. И не стало Римской империи.
Но в новой, христианской Европе много государств образовалось почти одновременно, с равными свежими силами, и стали они изначала жить общею жизнию, имея общие интересы.

При таких условиях усиление одного государства на счет других, образование огромных, всемирных (?) монархий, вследствие завоевательных стремлений одного народа, одного государя, стало невозможным: как только обнаружатся в известном народе или государстве подобные стремления, другие государства, вследствие привычки к общей жизни, составляют союзы и посредством их останавливают властолюбивые замыслы."

Это не соответствует реальной истории. Никому не удалось остановить Англию в создании собственной империи - не всемирной, но достаточно значительной для влияния на всю Европу и Северную Америку. И португальцев и испанцев сожрали, не долго думая. Как и потенциального конкурента в Индии - Францию.

А после победы России над Наполеоном - этим потенциальным (не заявленным, а придуманным конкурентом для Британии в Индии, и реальным - в Средней Азии) стала Россия.

Британия начала "Большую игру" - масштабную дипломатическую и пропагандистскую войну с Россией. На основании собственной колониальной паранойи.

Для разрушения четырех империй (трех в Европе и одной Османской) понадобилась Первая Мировая война. С огромными потерями людей - ок. 8,5 млн убитых. А всего жертв - убитых, раненых и военнопленных (+пропавших без вести) = 37 млн человек.





Всемирные империи. Это натяжка - во-первых, в древности никаких всемирных империй никогда не было. Были региональные (одни и те же) - захваченные страны, объединенные в империи народов-захватчиков, которые не подозревали о существовании далеко от них других стран и народов. Всполошились, когда Аттила напал на Рим и Чингис Хан напали на Европу.


Атака гуннов на Рим.



Разграбление гуннами виллы в Галлии.



Чингисхан - полководец, организовавший завоевательные походы монголов в Китай, Среднюю Азию, на Кавказ и Восточную Европу. Основатель самой крупной в истории человечества континентальной империи[7].




Насчет союзов. Самыми эффективными были союзы европейских стран против России. У них есть один зачет - Крымская война - вся Европа против России на маленьком пятачке Крыма (осада и взятие через полтора года Севастополя). Но действовали они всегда подковерно, подло, меняли союзников на ходу, дружили против, разбегались, воевали против бывших союзников.

А в момент смертельной опасности (или мы себе лжем и Европа не особо сопротивлялась Наполеону и была заодно с Гитлером, в том числе, и в решении еврейского и славянского вопроса), кроме России никто ни Наполеона, ни Гитлера не остановил.

Это - сугубо европейские войны, постоянные европейские войны из-за династических разногласий в наследовании (а позднее - просто борьбы за власть) и властолюбивых замыслах. А также попытки расширения жизненного пространства и захват чужих ресурсов - колониальная грабительская политика, исторически свойственная "европейству".

И Евросоюз - это вынужденное объединение против США и России перед лицом новых экономических вызовов времени? Или все же попытка создания еще одной - не мировой, но крупной Европейской империи? Все же население - 500 млн человек. Конечно, ни с Китаем, ни с Индией не сравнить. Но для США (б. 300 млн) и России (146 млн) это внушительно.



Эта карта оформилась только к концу 19-го века. А частично и еще позже - после Второй мировой войны.



"Отсюда зоркость европейских правительств, подозрительность их при виде усиления одного из государств, отсюда система политического равновесия." Конец цитаты

Это Сергей Михайлович Соловьев - выдающийся русский историк-западник


И это одна из самых умеренных трактовок европейской политики.

Остальные растекаются елеем превозношения и призывами к следованию примерам и модели просвещенного запада. Идущего непрерывным поступательным шагом от Древней Греции - немного, и Древнего Рима, чьими наследниками являются все европейцы.

А на самом деле все гораздо проще и сложнее. Европу и европейских властителей постоянно раздирали

  • междоусобные распри,
  • т.н. "войны за наследство"
  • тактические и стратегические войны,
  • торговые войны,
  • религиозные войны - Крестовые походы,
  • войны с целью припугивания,
  • войны с целью переключения внимания населения,
  • войны по подавлению восстаний доведенного до предела населения.

И все войны имели затяжной характер от 7 до 100 лет. Все периоды равновесия были всего лишь передышками между войнами. Идеей паневропеизма было 1. прекращение внутриевропейских войн; 2. объединение ресурсов и живой силы для приобретения веса в мире.

Европейский союз удалось создать только во второй половине 20-го столетия, когда бывшие имперские части были переведены в разряд мелких суверенных государств (и лишены всякого влияния), а потом поглощены евросоюзом под эгидой Германии (и Франции).




До этого времени Европейские страны постоянно воевали между собой. С древнейших времен. Ни о каких сдерживающих союзах во избежании разрушительных войн речи не было. Речь шла только об оборонительных или наступательных союзах.

А в промежутках между войнами были моры, засухи, неурожаи, неожиданные вымораживания, голод, а с 13-го века в Европу пришла Чума. И выкосила почти половину населения западной Европы. (По некоторым данным - еще больше).

Первая пандемия — «Юстинианова чума», началась в Египте, опустошила почти все страны Средиземноморья и держалась около 60 лет. В разгар эпидемии в 542 году только в Константинополе(Византия) ежедневно умирали тысячи человек. Всего погибло около 100 миллионов человек, Византия потеряла примерно половину населения[1].

Вторая пандемия — «Чёрная смерть» — зародилась в Азии и в 1346—1348 годах бушевала в Европе, где её жертвами стали 25 миллионов человек.

В более широком смысле вторая пандемия «наложила свой зловещий отпечаток на все европейское средневековье»[1]. Историки выделяют следующие пики активности чумы, между которыми порой менялось по несколько поколений людей, не знавших чумы:

1050—1200 годы — предшествующие эпидемии в Азии; эпидемии чумы отмечались в Индии, Средней Азии и Китае, но чума проникла также в Сирию и Египет[1]

1346—1382 годы («Чёрная смерть»)[2]

1545—1683 годы[2]

1710—1830 годы[2].

Источник Википедия.ру

После чего (с 14-го по 15-ый век) Европа впала в запустение и дикость, из которой с трудом выходила почти сто лет. В это же время были подменены элиты европейской знати. На место умерших аристократов пришли бандиты и обманщики, которые понятия не имели о Древнем Риме и поступательном развитии Европы. Умберто Эко отлично показал эту эпоху в романе "Имя Розы".


***

Для любых элит войны - это образ жизни. Правда, они очень давно уже не воюют сами. Они слишком зациклены на себе. Хотя разбойничьи инстинкты и замашки дают себя знать, и военные звания по-прежнему имеют все.

Хотя, воевать за них приходится все тому же населению. Сами они довольствуются разными видами традиционной и экзотической охоты.

После разгрома Наполеона в 1814 году Императором России Александром Первым ситуация изменилась - Россия приобрела вес и влияние в Европе, организовала Священный Союз для охраны монархов от народных восстаний и революций (мира без войн и военных переворотов) - и стала "жандармом Европы" (это западные европейцы ее так называли).

Франция, Италия, Германия, и прежде всего Британия начали не только испытывать, но и проявлять недовольство таким положением. Они боялись и не хотели роста влияния России в Европе и мире. Впервые их напугала Екатерина со своими военными победами над османами, затем Павел Первый со своим походом в Индию вместе с Наполеоном, тогда пришлось прибегать к услугам спецслужб и срочно организовывать заговор царедворцев и цареубийство.

Поход был свернут и остановлен. Александр был лоялен Британии. И долго водил Наполеона за нос, за что Наполеон называл его "истинным византийцем". Дело кончилось войной - Отечественной войной 1812 года, Наполеон напал на Россию. В этой войне Наполеон потерпел сокрушительное поражение. Русские войска гнали французов до Парижа через всю Европу, освобождая заодно и ее от владычества Наполеона.

Россия стала сильной и влиятельной - европейским Победителем.

Это серьезно обострило ее отношения со всеми европейскими странами, особенно с Британией, которая патологически боялась конкуренции России в колониях - а точнее - в Индии. Так началась "Большая игра" - "великое противостояние", как любят говорить британцы, а на деле подлая жестокая война без правил британских спецслужб против даже не настоящего, а потенциального конкурента в Индии - России.

Для этих целей использовали все доступные средства: дипломатию, разведку, подкуп, мягкую силу - надменность в общении, активную пропаганду превосходства Европы, а также клевету, вбросы ложных слухов и сплетен, вбросы различных фальшивок, а также интриги, манипуляции и сговоры с союзниками, и все существующие опорные точки и сети в России, включая "пятую колонну", внедренных агентов и про-европейски настроенных сочувствующих.

Такими опорными точками - по крайней мере - косвенно были все иностранные школы в России, прежде всего в столицах. Потенциальной "пятой колонной" была почти вся дворянская элита (особенно русские инородцы).

В католической школе Петришуле учились поколения русских иностранцев и представителей русской элиты.

Многие учились в католической Школе Св. Анны и в лютеранской Школе Мая вплоть до самой Революции 1917 года. И после нее. Петришуле существует до сих пор.

Можно обсуждать системы преподавания и педагогические методы, содержание учебной программы и оснащение классов. Но есть несколько общих черт у всех этих школ.

Во-первых, все они представляли европейскую педагогику, то есть, воспитывали из русских европейцев. Распространяли положительный образ Европы как минимум. Превосходящий - как максимум. Они учили русских и русских иностранцев не любви к Отечеству (они, некоторые из них, кстати, учили честной работе абстрактно на благо общества или своего народа) - они учили всех быть добрыми католиками (=верность Папе) или добрыми протестантами (=верность Европе и идеям протестантизма). Учили на иностранном языке - немецком. Потом устроили преподавание Закона Божия для Православных, которых было много. Потом императорский дом вмешался и разрешил преподавание лишь некоторых предметов на немецком - например, Всемирную историю.

Многие дворяне еще до Петра ездили за границу, в том числе, с образовательными целями. Для дополнительного образования и знакомства с другим миром. Миром (западной) Европы.

Почему русские никогда не выделяли западную часть Европы именно в западную? Да потому, что себя они действительно Европой не считали, Русь была Русью, а Европой считался малый оконечный кусок континента на западе, не относившийся к Руси. Постепенно становившийся концептуальным понятием - "Европой". Это уже к 19-му веку Восточная Европа - русская европейская часть России - была отстроена и приведена в западно-европейский вид - в городах. 

При Петре, хотевшем торгового взаимодействия с Европой, возникла практика отправления дворянских детей в европейские университеты для изучения языков и главное, обычаев и методик европейцев, их склада мысли. И мастеров для освоения тех или иных видов промышленных технологий. Петру нужны были эксперты по западу - "западологи". И для дипломатии и для понимания менталитета и для войны и для усовершенствования отечественных производств - для модернизации и развития России.

Может быть, в этом и заключалась его ошибка. В недооценке собственной ценности Руси и ее культуры. Развитие России, вполне вероятно, не нуждалось ни в какой западной модели - другие исходные условия - масштабность территорий, огромные залежи природных богатств и вековые леса, реки, озера, северные моря, особый менталитет и характер народа, и последнее - многонациональный состав Российской империи. Привычка и стремление жить в мире и понимании с малыми народами своей страны. Не сжирание без следов, а понимание и содействие чужой культуре без ущемления (но и навязывания) своей.

При Екатерине, у которой был особый интерес к народному образованию, система была расширена и появились специальные учебные заведения, например, для девушек-простолюдинок и девушек дворянского происхождения, народных профессиональных ремесленных училищ.

Усилили свое значение Академия Наук и Академия Художеств. Она же покровительствовала иезуитам (не изгоняла их) и их колледжам. Как прагматичная немка, она не возражала против бесплатных образовательных учреждений, даже католических.

При Александре Первом появились первые Лицеи для подготовки кадров государственного управления. В первом наборе студентов учились Пушкин, будущий канцлер Горчаков, Корф и многие другие.

При Александре Втором начала свою деятельность Консерватория. До этого хоровое и музыкальное образование получали в монастырях и частных школах.
Консерватория: Основана Высочайшим указом от 17 (29) октября 1861 года[2] в качестве училища на базе Музыкальных классов Русского музыкального общества, открытых двумя годами ранее, по инициативе пианиста, композитора и дирижёра Антона Рубинштейна.

Позднее появилась сеть специализированных научных Институтов. (Часть 8 - 1)




Ei kommentteja:

Lähetä kommentti